Плюсы и минусы концепции клиентских шасси

Плюсы и минусы концепции клиентских шасси

11.07.15 07:38

Мало кто в паддоке так хорошо разбирается в вопросе клиентских ...

Мало кто в паддоке так хорошо разбирается в вопросе клиентских шасси, как босс Scuderia Toro Rosso Франц Тост. Дитер Ренкен в личной беседе обсудил со специалистом ряд вопросов, касающихся Стратегической Группы, бюджетов и многого другого.

Руководитель Scuderia Toro Rosso Франц Тост в гонках всю свою жизнь: в молодости он выступал в Формуле Ford и Формуле 3, затем работал инструктором автошколы Walter Lechner и боссом одноимённой команды в серии GT. После был одной из ключевых фигур Weber Management во времена, когда компания занималась карьерами обоих братьев Шумахеров, затем занимал должность менеджера по операциям с моторами BMW, когда брэнд дебютировал в Формуле 1 в 2000-м, а с сезона-2006 исполняет обязанности руководителя дочерней команды Red Bull.

Таким образом, когда 59-летний специалист, родившийся в Италии в городке Тринс, находящемся ближе к Монце, нежели к “родному” автодрому Red Bull Ring, спокойным голосом рассуждает на разные темы, его точку зрения, безусловно, игнорировать нельзя.

Мы встретились во время гоночного уик-энда в Монако на специальной “барже для вечеринок”, как её шутливо называют в Red Bull. Главной темой нашей беседы, безусловно, стало то нашумевшее заседание Стратегической Группы – вопрос, горячо обсуждавшийся во время пресс-конференции в княжестве в четверг.

Когда стало ясно, что у Тоста есть чёткое видение будущего Формулы 1, мы решили придать нашей беседе несколько более формальный характер.

Если бы не проблемы Renault, Toro Rosso в данный момент уверенно находилась бы на шестом месте в Кубке конструкторов, а значит, претендовала бы на вхождение в Стратегическую Группу, занимая так называемую “плавающую” вакансию. Какими были бы действия Тоста, если бы его команде удалось закончить сезон на пятой строчке, о чём он заявлял перед стартом сезона?

«Я уже об этом говорил: неважно, кто станет пятой или шестой командой, поскольку другие коллективы своими голосами могут отвергнуть любое предложение. – начал Франц Тост. - Топ-команды ничего не хотят менять. Им нравится текущее положение вещей.

Смотрите, в Стратегической Группе заседают четыре команды с огромными бюджетами, а голосов двух оставшихся коллективов просто недостаточно, поэтому мы и не видим изменений».

Даже несмотря на присутствие в Стратегической Группе материнской команды Red Bull Racing, точка зрения Тоста говорит о многом: «Для меня Стратегическая Группа не имеет никакого смысла…»

Логика в этом проста: по мнению Тоста, правилами в Формуле 1 должны заниматься руководящий орган автоспорта (FIA) и держатель коммерческих прав (FOM).

«Жан Тодт и Берни Экклстоун должны сесть вместе, найти решение и заявить остальным: “Вот новые правила. Или вы их принимаете, или покидаете спорт”. Если же в процесс вовлечены команды, то согласия в таком случае достигнуто не будет», - аргументировал Тост.

Босс Toro Rosso признаёт, что ранее найти консенсус было проще из-за дружеских отношений Берни Экклстоуна и бывшего президента FIA Макса Мосли, тогда как сейчас в случае с Жаном Тодтом есть некоторые трения, однако Тост остаётся непреклонен: «Определять правила должны FIA и FOM, поскольку именно они руководят спортом. Как я уже утверждал, команды неспособны договориться, поскольку никто не хочет уступать свою выгоду».

Хотел бы Франц Тост в таком случае расформирования Стратегической Группы?

«Меня не волнует её судьба, - ответил специалист. – Определённая единица, которая обсуждает вопросы спорта, обязана присутствовать в Формуле 1.

Будет ли это Стратегическая Группа или что-нибудь другое – неважно, но, в любом случае, этот орган должен предлагать дельные и качественные решения.

Пока что ничего такого нет. Мы лишь видим бесконечные встречи и собрания. Как я говорил ранее, нам необходимо в срочном порядке решить проблемы с расходами. Нет смысла тратить такие баснословные деньги».

Toro Rosso уже доказала, что может бороться за места в первой пятёрке командного зачёта, обладая бюджетом даже меньше той суммы, которую Ferrari получает только лишь в виде призовых FOM. Таким образом, Тост хотел бы внедрения потолка бюджетов. Но как, по его мнению, выглядела бы данная концепция на практике?

«Думаю, потолок бюджета команды стоит установить в размере $150 млн. Этого будет вполне достаточно, чтобы на достойном уровне справляться с работой. Для таких коллективов, как наш, годовые расходы, включая цену на двигатели, не должны превышать этого порога».

По мнению Тоста, максимальное количество сотрудников в команде должно быть не больше 400 человек, при чём 300 специалистов будут заниматься исключительно шасси, а 100 должны быть задействованы в работах с двигателем.

Если бы Тост обладал соответствующими полномочиями, он бы ограничил время работы в аэродинамической трубе и использование средств вычислительной гидродинамики, сократив количество персонала, задействованного в этих отделах. Кроме того, босс Toro Rosso не видит смысла в том, что команды привозят новинки на каждый этап – эта норма также должна, по его мнению, быть чётко регламентирована правилами.

«Возможно, стоит позволить лишь раз в год обновлять переднее крыло, заднее крыло, какие-то элементы кузова. Работу по развитию машины от одного этапа к следующему следует запретить».

Команда Scuderia Toro Rosso – это бывшая Minardi, которая в 2005 году была приобретена австрийским производителем энергетических напитков в качестве дочерней команды Red Bull Racing. Ещё в то время была образована общая для обоих коллективов единица под названием Red Bull Technology, поскольку FIA намеревалась двигаться именно в этом направлении развития спорта.

Однако главные команды сумели настоять на своём, и в Формуле 1 появился специальный список компонентов, которые каждый коллектив должен производить самостоятельно, поскольку детали эти были определены термином “интеллектуальная собственность”. В список входит монокок и другие основные элементы шасси.

Таким образом, STR пришлось организовывать собственное производство. Тост, успевший побывать по обе стороны баррикад, имеет полное право давать оценки намерению Формулы 1 перейти на концепцию клиентских шасси с целью решения целого ряда злободневных проблем.

«Как вы знаете, у Toro Rosso есть опыт работы с клиентскими шасси – мы использовали их с 2006 по 2009 год. Это были лучшие годы для нашей команды в Формуле 1, поскольку мы получали машины и чертежи от Red Bull Technology, а моторы - от Ferrari.

Конечно, у нас никогда не было такой же машины, которая использовалась в Red Bull, но сходство имелось, благодаря чему мы во многом и выиграли в Монце в 2008 году (первая победа Себастьяна Феттеля). Также мы удачно выступили и в Кубке конструкторов (шестое место), но наши соперники, заявив, что “такой подход – это не ДНК Формулы 1”, потребовали изменений.

Им удалось переписать правила, внедрить концепцию списка компонентов и так далее. Тогда я говорил, что будущее Формулы 1 – это шесть сильных заводских команд и шесть их клиентов, но никто со мной не был согласен.

Недавно данную тему подняли вновь, но теперь у Toro Rosso есть вся необходимая инфраструктура, так что нам такое предложение уже неинтересно».

Комментируя идею клиентских команд с бюджетами в £40 млн, Тост приводит некоторые цифры, так как знает, о чём идёт речь, поскольку его Toro Rosso пришлось наращивать в своё время мощности до такого уровня, что теперь на базе в Фаэнце производится 80% всех элементов шасси.

«Я слышал предположения, что в Формуле 1 можно выступать с бюджетом в 20-30 млн евро. Это абсолютный нонсенс. Топ-команды и производители, которые ходят продавать машины, работают на очень высоком техническом, а следовательно, и финансовом уровне. Тем не менее последнее слово, конечно, будет за Дитрихом Матешицем. Однако команды не должны заблуждаться: клиентские машины – это не такое дешёвое удовольствие, как многим кажется.

Шасси, построенное топ-командой, будет стоить раза в два больше машины команды-середнячка, собранной ею самостоятельно. Поэтому я хочу ещё раз указать оптимистам на то, что Формула 1 – очень дорогостоящий вид спорта, даже с концепцией клиентских команд».

Это становится очевидным, если проанализировать расходы STR в её будущность клиентской единицей. В сезоне-2008, когда команда одержала победу в Монце и заняла шестое место в Кубке конструкторов, бюджет Toro Rosso составлял около $110 млн, половину из которых Тосту и компании выделяла материнская Red Bull. В прошлом сезоне коллектив из Фаэнцы потратил уже почти $140 млн, причём лучшим финишем в гонке стало шестое место, а в общем зачёте Toro Rosso заняла седьмую строчку.

Проанализируйте эти две цифры через призму изменившихся экономических условий и серьёзно завышенной стоимости современных двигателей, и тогда поймёте, почему Тост не согласен с утверждениями, что идея клиентских машин является панацеей для Формулы 1. Специалист видит корень проблемы в схеме распределения призовых, которая негативно влияет на уровень зрелищности шоу по воскресеньям. В этом с ним согласны болельщики, спонсоры и многие коллеги.

«Ситуация такова, что горстка команд получает львиную долю средств от держателя коммерческих прав и от спонсоров, а мы все знаем, что уровень расходов в спорте очень высок, - продолжает Тост. – Нет смысла в том, чтобы тратить $300-400 млн в год.

Нет надобности платить зарплату 800 специалистам, задействованным в работах над шасси, и 400 - в отделе двигателя, поскольку только две машины гоняются всего 20 раз в году. Чтобы устроить хорошее шоу, нам совсем необязательно такое количество сотрудников в команде. Мы должны помнить, что Формула 1 – это, прежде всего, развлечение, и болельщики хотят видеть ситуацию, при которой минимум у пяти-шести пилотов есть шансы одержать победу в гонке.

Они хотят зрелища, баталий, а современная Формула 1 неспособна дать им это воскресным днем».

По мнению Тоста, ситуация усугубляется доминированием одной команды (Mercedes), значительно опережающей соперников в техническом развитии. «Они прекрасно справляются, тогда как другие команды делают недостаточно, чтобы догнать их», - считает Тост.

Здесь он, наряду с другими причинами, указывает на систему жетонов. Как бывший специалист отдела по двигателям, Тост выступает против ограничений на доработку моторов.

«Из-за правил, а точнее из-за ограничения в количестве жетонов, соперники Mercedes практически ничего не могут поделать, а такая ситуация недопустима. Я помню, когда они рассматривали эту норму на собрании, я спросил их: “Если кто-то окажется сильно впереди, как его догонят остальные?”

Ответ был следующим: "Мы должны экономить”, но в Формуле 1 просто невозможно это делать. Взгляните на историю спорта и вы увидите, что всегда была команда, переигрывавшая соперников, однако такой разницы, какая сейчас есть у Mercedes, я не припоминаю. Текущая ситуация делает Формулу 1 неинтересной – люди не хотят смотреть такие гонки».

Тост также затронул другие вопросы касательно концепции клиентских шасси: «Сколько денег таким командам будет платить держатель коммерческих прав? Нельзя допустить, чтобы клиенты получали столько же, сколько и производители. Также многое будет зависеть и от итоговой суммы призовых к распределению. У меня нет чётких идей по этому поводу…»

По мнению Тоста, возникнет множество противоречий относительно начисления очков участникам такого биполярного пелотона. Стоит ли давать клиентам столько же очков в Кубке конструкторов, что и производителям?

«Такие вопросы никто ещё не обсуждал. У нас нет даже базового проекта. Нельзя допустить ситуации, когда конструктор и клиент получают равное количество очков за одинаковые результаты», - приводит аргументы Тост.

В завершение босс Toro Rosso, никогда не боявшийся выражать своё мнение, заявил, что концепция клиентских машин приведёт к постепенному разрушению Формулы 1.

«Не думаю, что идея клиентских команд или концепция франшизы решит проблемы Формулы 1. Представьте себе ситуацию, если бы в Mercedes заявили о готовности пойти на такой шаг. В итоге мы получили бы четыре шасси Mercedes во главе пелотона.

В Формуле 1 очень много разных эгоистичных интересов, особенно среди топ-команд. Чего они хотят? Им нужно больше денег, им нужны третьи машины, они хотят избавиться от остальных команд.

Возможно, их устроил бы формат чемпионата с пятью командами и тремя или четырьмя машинами от каждой, что, естественно, принесёт им больше дохода. Но это приведёт к гибели Формулы 1, поскольку людям неинтересна борьба пяти команд. Они хотят видеть много разных коллективов, ведущих борьбу друг против друга.

Возьмите пять футбольных клубов - Реал, Барселону, Манчестер Юнайтед, Челси и Баварию - и заставьте их играть каждый уик-энд между собой. Люди быстро утратят интерес к этому чемпионату.

Болельщикам нужны такие команды, как Force India, Sauber, Toro Rosso. В этом суть Формулы 1. Что, если одна из топ-команд впоследствии покинула бы спорт? Они бы попросили оставшихся выставить уже по шесть машин?

Нет, нам необходимо принять изменения в правилах, позволяющие сократить расходы и обеспечить относительное равенство между разными командами. Этого вполне можно добиться».


джерело
Krip

Блоги F1-UA формули 1
Тільки зареєстровані користувачі можуть додавати коментарі.
Бельгія 25.07.25 15 12 45
Найближчі перегони
практика 1
25 липня 13:30 - 15:00
кваліфікація спринт
25 липня 17:30 - 18:15
СПРИНТ
26 липня 13:00 - 13:30
кваліфікація
26 липня 17:00
ПЕРЕГОНИ
27 липня 16:00
найближчі гран-прі
25 - 27 липня 2025
Гран-Прі Бельгії Місцезнаходження: Спа, довжина траси 7004 м, дистанція Гран-Прі 308.052 км

01 - 03 серпня 2025
Гран-Прі Угорщини Місцезнаходження: Будапешт, довжина траси 4381 м, дистанція Гран-Прі 306.630 км

29 - 31 серпня 2025
Гран-Прі Голандії Місцезнаходження: Амстердам, довжина траси 4252 м, дистанція Гран-Прі 306.144 км

Календар 2025
Останні новини

Ферстаппен відреагував на несподіване звільнення Горнера Чинний чемпіон світу попрощався з функціонером

У команді Ферстаппена відреагувала на звільнення керівника Ред Булл Раймонд Вермюлен прокоментував відставку Крістіана Горнера

Названо нового керівника команди Ф-1 Ред Булл Команду очолив Лоран Мекіс

Ферстаппен втратив керівника команди – Ред Булл звільнив Горнера через численні скандали Крістіана Горнера звільнили з команди Формули-1 Ред Булл.

Президент FIA назвав умови появи ще однієї команди Формули-1 Мохаммед Бен Сулайєм про обов’язкові критерії для приєднання нової команди до чемпіонату

Глас народу
Помилка Піастрі, неймовірний Галк, провал Феррарі, Мерседеса і Ред Булла
Піастрі зробив королівський подарунок своєму напарнику. Дурнішої помилки мабуть не було за всю історію.

07.07.2025 17:16noteyu

Президент Феррарі часів Шумахера сенсаційно очолив компанію-конкурента
Оце так поворот, щось тривожно за рейсінг маків. Сподіваюсь дідусь не буде напружувати цінними порадами рейсерів.

28.06.2025 08:45YPV

Шумахер назвав, хто має очолити Феррарі у Формулі-1
Зайдль-шмайдль. У маках він чогось досяг?

21.06.2025 11:57noteyu

Топ-команда Формули-1 може змінити керівника
скільки титулів команда виграла з ним на чолі

07.06.2025 00:25helmut

Топ-команда Формули-1 може змінити керівника
о, знайшли цапа відбувайла 

07.06.2025 00:24helmut

Макларен оформив перший дубль у цьому столітті на Гран-прі Іспанії, оштрафований Ферстаппен опинився поза подіумом
Якби Алонсо не поїхав би на останній піт-стоп то за якісь три кола Бортолето його пройшов би.Просто шалена гонка від Заубер.Халк просто топ

01.06.2025 23:12Deco20u11

Пілот Мерседеса: «Не знаю, що в голові у Ферстаппена»
Дивний трюк від Макса.В нього Лоусон вселився чи що?

01.06.2025 23:06Deco20u11

Мік Шумахер може замінити Колапінто в Alpine
Нетерплячка в них. поп-стайл.

31.05.2025 12:09noteyu

Мік Шумахер може замінити Колапінто в Alpine
Це вже на жарт схоже.Лоусону 2 гонки дали,Дуену  і Колапінто вже міняють????

29.05.2025 23:58Deco20u11

Александер Албон: Знаю, що ми влаштували погане шоу і розлютили кількох пілотів позаду
Зате тут була продемонстрована чудова командна робота

26.05.2025 12:44Deco20u11

Нове правило не допомогло: Норріс виграв типовий Гран-прі Монако
Бортолето потрібно ставити пам'ятник 

26.05.2025 00:36Deco20u11

Олівер Берман: Не знаю, чому моє коло у кваліфікації не зарахували
"проклацали клювами" стюарди у суддівській кімнаті, хоча в них є всі дані хто де перебуває просто на момент натискання кнопки...

18.05.2025 10:54noteyu

Як справи?
  • Дима:   Зате Норіса класно покарали за минуле зіткнення — в Австрії випустили Піастрі в трафік і дали перемогти.
    30.06.25 05:55
  • noteyu:   Триндець Сайнсу болід підготували! І ще й прогрівочне коло проїхатись на заблокованих гальмах — фейспалм!
    29.06.25 16:15
  • noteyu:   шо за стратеги такі?
    16.06.25 11:54
  • Дима:   А ці стратеги ферарі досі з нами в одній кімнаті?
    Не розумію Норріса, де він побачив можливість.
    Ну і Рассел, виявляється, ниций.

    15.06.25 22:36
  • noteyu:   Провайдер сьогодні затіяв переїзд у новий дата-центр, тому є певні тимчасові негаразди з нейм-серверами. Соррі за незручності.
    14.06.25 14:51
  • noteyu:   Піастрі летить до свого першого титулу. А Леклеру конкретно підфартило з автомобілем безпеки та хардом у Ферстаппена.
    01.06.25 17:43
  • Дима:   А ні, стоп, в Леклера здається шин не було на останній піт ))
    19.05.25 05:54
  • noteyu:   Так, жеребці не облажались сьогодні. Зате, як облажались Астон Мартін!
    18.05.25 17:48
  • Дима:   Вперше за довгий час червоні не налажали зі стратегією, хоча для цього особливо й можливостей не було.
    18.05.25 17:40
  • Дима:   Шок. Особливо після чітерського двигуна, жодної фішки з якого, схоже, не почерпнули та після швидкого попереднього сезону. Регламент не змінився, але червоні вкотре просрали щось.
    17.05.25 22:10
  • noteyu:   Ще парочка таких вікендів і Вассьор може стати безробітним.
    17.05.25 18:21
  • noteyu:   Все може бути )
    07.05.25 11:58
  • Дима:   Мова не про це, судячи з усього вони навіть боялись звернутись до Шарля з цим.
    06.05.25 18:08
  • noteyu:   Або там була суцільна лайка :):):)
    06.05.25 11:43
  • Дима:   Судячи з того, що пускала в ефір фіа, то команда декілька кіл ніяких вказівок не давала Шарлю.
    05.05.25 18:16
  • noteyu:   Шарль — ще той «фрукт»
    05.05.25 12:15
  • Дима:   Норріс це п… ц, мало того, що провалив старт, так ще й ніяк не міг Макса пройти.
    І яке ж Феррарі дно: вгробили Хему м'які шини — Леклеру сказали пропустити тоді, коли він і так його вже обганяв. Хоча в ситуації навпаки — проблем не виникало.
    05.05.25 06:55
  • noteyu:   Леклер на колі виїзду з боксів перед спринтом на ГП Майамі — це жах!
    03.05.25 19:23
  • noteyu:   Леклер на мідіумі — це було щось! Красава!
    20.04.25 21:49
  • Дима:   Я дуже здивуюсь якщо Норріс колись виграє титул — 2 рази підряд обганяти в останньому повороті та давати Гамільтону відіграти позицію на стартовій прямій, і змінити тактику лише після втручання інженера.
    20.04.25 20:32
  • noteyu:   Це як ставити діагноз телефоном.
    Щось пішло не так )))
    Але, врешті, все ж вийшло!
    19.04.25 23:17
  • Дима:   Якщо подивитись Ф1 декілька років тому було секундадві, в драг-рейсі(ага, заїзд на 5 — 6 км) це хоча б якось можна було помітити оком, то зараз ні. Якісь хаас чи вільямс вважаються аутсайдерами, але це, мляха, не так.
    Я поки знайшов ту пошту в тисячах повідомлень, то лист прийшов. Але не розумію, чому мій пароль не пройшов(Бо в мене один на безліч сайтів, крім банків).
    19.04.25 22:04
  • noteyu:   З поверненням Діма! =))
    З імейлами останнім часом така паранойя — цензурних слів не вистачає (прям, як у тебе стосовно тисячних :D:D:D)
    Наступного разу пиши мені на імейл, якщо не отримаєш лист з відновленням.
    19.04.25 21:58
  • Дима:   Якщо написати культурно, то я шокований, але в голові інші фрази.
    Просто коли кажуть 315 тисячних перевага, то число звучить значне. І вже 13 років використовую в професійній діяльності ті ж самі числа після коми, але відносно мм. Чи може це тому що Ф1 дивлюсь з 7 років і все це дуже звично?
    19.04.25 21:24
  • Дима:   Я не знаю. можливо це алкоголь(всього лиш вермут 14%), але до мене тільки шо дійшло — ми дивимся на мінімум 15 однакових болідів(Q2 всі були в 1,1 с), а в Q1 1 та 2 місця на 6,1 км розділяє сота доля секунди. Якби ці 15 їхали паралельно, то без фотофінішу переможця не виявиш. І мені знову гугл пароль не хтів слати, лише через пару місяців.
    19.04.25 21:20
  • noteyu:   Норріс не може без Ферстаппена поряд.
    12.04.25 20:51
  • noteyu:   Макс перевершив можливості боліду. Таку майстерність демонстрували на моїй пам'яті лише Сенна та Міхаель Шумахер.
    05.04.25 10:46
  • noteyu:   На першому та другому ряду завтра може бути спекотно на старті спринту.
    21.03.25 11:58
  • noteyu:   Угу, Маки у «вищій лізі» поки що.
    19.03.25 11:48
  • Andrey:   Поки що McLaren на висоті. Але гадаю у цьому сезоні буде багато інтриги!!!
    18.03.25 20:38
  • noteyu:   На цьому тижні перший ГП! Інтрига зростає ))
    10.03.25 11:34
  • noteyu:   Навзаєм Andrey! Сезон повинен бути цікавим ))
    28.02.25 13:22
  • Andrey:   Вітаю Всіх зі Стартом нового сезону і першим днем тесту
    28.02.25 11:50
  • noteyu:   Вітання вболівальникам Формули 1 з Новим Роком та прийдешнім сезоном!
    31.12.24 12:04
  • noteyu:   Спіткала сувора невдача. Сервер впав разом з актуальним бекапом. Відновлення забере якийсь час.
    15.12.24 18:53
  • noteyu:   Форза Феррарі! Красави, спрацювали шикарно!
    01.09.24 17:53
  • Дима:   А шо сталось? Мерседес Гамільтона старої специфікації раптом найшвидший(поки) болід в Бельгії.
    28.07.24 16:16
  • noteyu:   Так не до Оскара питання, а до командного містку. Перекинули свою відповідальність на пілота та поставили перед моральною дилемою. А самі чистенькі.
    21.07.24 21:24
  • Дима:   Та й хіба Маки не Оскара підставили?
    21.07.24 19:01
  • Дима:   Та він сам підставився на старті, нема чого на команду спирати.
    21.07.24 18:58

КОМАНДНИЙ ЗАЛІК

McLaren
McLaren
(460.0)
 9 8
Ferrari
Ferrari
(222.0)
Mercedes
Mercedes
(210.0)
 1 3
Red Bull
Red Bull
(172.0)
 2 1
Williams
Williams
(59.0)
Kick Sauber
Aston Martin
Racing Bulls
Haas
Haas
(29.0)
Alpine
Alpine
(19.0)
Всі команди

Вартові сайту

noteyu
noteyu Чемпион
lexbog
lexbog Новичок

Активні користувачі

Дима
Дима Чемпион
noteyu
noteyu Чемпион
Kotygoroshko
Kotygoroshko Новичок
Aliaze
Aliaze Тестер симулятора
Dmytro_UKR
Dmytro_UKR Новичок
Vj54
Vj54 Допущенный на Пит-лейн
Anneta
Anneta Тест пилот
Всі користувачі